Sertop (sertop) wrote,
Sertop
sertop

Чумаки, чумацкий промысел

Оригинал взят у biboroda в Чумаки, чумацкий промысел
Картинки по запросу чумаки


Чумаки, чумацкий промысел ─ промысел по перевозке грузов гужевым транспортом. Зародился на украинских землях в XV в., особое распространение получил в XVII ─ I половине ХІХ в. Людей, занимавшихся этим промыслом. Называли чумаками, иногда солениками или коломийцами.

Чумаки осуществляли перевозки грузов и торговые связи между украинскими, российскими землями и Крымом. По степям Северного Причерноморья и Приазовья были проложены несколько чумацких шляхов (Черный, Муравский, Молдавский, Бакаев).



По землям современной Николаевщины проходила часть Кучманского шляха (ответвление Черного шляха), в районе современного Вознесенска происходила переправа через р. Южный Буг.

Основными грузами, доставлявшимися на юг, были зерно, кожа, мед, воск, а из Крыма доставлялись соль и рыба. Чумаки в XVII ─ XVIIІ вв. имели монополию на торговлю солью на украинских землях. Соль доставлялась ими вплоть до Повожья, на востоке и Волыни на западе.

Перевозка осуществлялась большими деревянными возами (мажами), в которые запрягались пара или четверо волов. На такой воз могли загружать более 60 пудов соли. Чаще всего использовали т.наз. бессарабских волов половой масти с длинными рогами. Возы собирались в валки от 100 до 300 возов, во главе каждой валки был выборный атаман, а чумаки валки составляли ватагу. Во время перехода в валке устанавливалась полувоенная дисциплина, обязанностью чумаков была взаимопомощь. Нередко по степям Дикого поля чумацкие валки сопровождались для охраны отрядами казаков. Чумацкие валки отправлялись в путь ранней весной и возвращались домой поздней осенью. За сезон они могли совершить 2-4 перехода на юг и обратно.

В открытием в конце XVIII в. черноморских торговых портов, чумаки становятся основными поставщиками зерна для них, ежегодно они доставляли 25-40 млн. пудов зерна, а с юга ─ 2-3 млн. пудов соли и до 1 млн. пудов рыбы. Они также обслуживали ярмарки на Украине, в России (вплоть до Москвы), Белоруссии, Польше.

Присоединение причерноморских земель к России способствовало расцвету чумацкого промысла. В это время чумацкие шлях проходили через Богополь, Кривое Озеро, Вознесенск. Учитывая высокий спрос на лес и стройматериалы в южном регионе, чумаки скупали лес и лесоматериалы на днепровских пристанях в Черкассах, Новогригорьевске, Кременчуге, Каховке, а затем распродавали в Херсоне, Николаеве и Одессе. Часть этого леса и разные изделия из дерева выменивались на зерно в окружающих селах. С Киевщины в Николаев доставлялся хлеб (часть его покупалась для нужд флота морским ведомством, остальной доставлялся в Одессу каботажным флотом). Чумаки также доставляли на юг различные овощи, особенно картофель и лук, продавая их, в основном, в Херсоне и Николаеве. С юга традиционно доставляли соль, рыбу и разные товары из Одесского, Херсонского портов, а начиная с 60-х гг. ХІХ в. и из Николаевского коммерческого порта. Одним из центров чумацкого промысла на Юге Украины был Ольвиополь. Чумаки из этого города специализировались на доставке зерна в Одессу, Николаев. Вознесенск. Более состоятельные закупали рыбу и соль, которую продавали в Каменце-Подольском и Старконстантинове.

Главным недостатком чумацкого транспорта была малая скорость транспортировки, при этом он считался достаточно надежным.

С середины ХІХ в. наблюдался упадок чумацкого промысла, что было связано с началом активного развития железнодорожного транспорта, конкуренции с которым чумаки не выдерживали. Тем не менее, этот промысел продолжал играть существенную роль в транзитных грузоперевозках на южноукраинских землях вплоть до начала ХХ в. чумацкий промысел сыграл особую роль в процессе первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений на украинских землях.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments